ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ НАДЕЖНОЙ РАБОТЫ ЩЕТОЧНО-КОЛЛЕКТОРНОГО УЗЛА.
Длительность и надежность эксплуатации многофазных коллекторных машин в значительной степени обусловливаются состоянием применяемых деталей щеточно-коллекторного узла, правильного подбора щеток.
Щеткодержатели располагаются по окружности коллектора или кольца симметрично. При этом необходимо следить за тем, чтобы была достигнута также и параллельность набегающих и сбегающих стенок обойм щеткодержателя относительно кромок коллекторных пластин. Центральная ось обоймы радиального щеткодержателя должна совпадать с нормалью к поверхности коллектора.
Зазор между нижней кромкой обоймы щеткодержателя и контактной поверхностью коллектора должен быть минимальным (в пределах 1,0 – 2,0мм) в зависимости от типа машин. Установленная величина зазора должна быть одинаковой для всех щеткодержателей данной машины. Проверяют зазор с помощью специальных прокладок.
Щеткодержатель необходимо держать в чистоте, а его нажимное устройство и размеры обоймы должны обеспечивать свободное перемещение щетки внутри обоймы без перекосов. Давление нажимного механизма щеткодержателя на щетки во многом определяет характеристики скользящего контакта: падение напряжения под щеткой, скорость изнашивания, температуру щеток и коллектора, токораспределение между щетками и другое. Повышенное давление на щетки увеличивает их износ, недостаточная величина давления может привести к большей вибрации, искрению и подгарам контактной поверхности. Измеряется с помощью динамометра, закрепленного за конец рычага (пружины), прижимающего щетку к коллектору.
Между щеткой и коллектором или между верхней поверхностью щетки и концом рычага (пружины) прокладывается полоска тонкой бумаги. Величина давления определяется как среднее двух замеров – при натяжении динамометра, когда полоска может быть легко изъята, и при возврате в первоначальное положение, когда она будет прижата.
Коллектор должен иметь строго цилиндрическую поверхность, без царапин и подгоревших мест. Межламельная изоляция не должна выступать за поверхность коллектора.
При загрязнении коллектор протирают чистой тканью, смоченной в бензине или спирте. Подгар коллектора удаляют стеклянной бумагой №180-200, навернутой на деревянную колодку. Ширина бумаги при этом равна длине поверхности скольжения.
Протачивают коллектор только в крайних случаях при неравномерном износе поверхности скольжения.
Протачивать следует при снятом роторе и после тщательной центровки его относительно посадочных поверхностей на валу.
Если в процессе эксплуатации машины межламельная изоляция коллектора сравнялась с его поверхностью, то коллектор необходимо продорожить, выбрав слюду на глубину, равную приблизительно ее толщине. После продораживания слюды необходимо снять фаски с боковых граней ламелей.
При установке щеток необходимо обращать внимание на зазор между щеткой и внутренними стенками обоймы щеткодержателя, который должен соответствовать установленным нормам и чертежам. Уменьшенный зазор может привести к заклиниванию щетки, искрению и подгару коллектора, увеличенный – вызвать повышенную тангенциальную и радиальную вибрации, скалывание и обгорание боковых сторон щеток.
Наконечники токоведущих проводов щеток должны быть прочно закреплены. Не допускаются повреждения жил провода – это может привести к замыканию.
Щетки пришлифовывают по радиусу коллектора с помощью стеклянной шкурки зернистостью 150-400. недопустимо применение наждачного или карборундового полотна. После пришлифовки щеток производят очистку и продувку сжатым воздухом коллектора, щеток, щеткодержателей при удалении щеточной и абразивной пыли. Рекомендуется, чтобы машина после пришлифовки щеток проработала несколько часов при 25-30%-ной нагрузке до образования политуры, имеющей обычно более темный цвет, чем коллектор. Рабочие поверхности щеток при этом должны стать блестящими.
В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы контактная поверхность щеток оставалась хорошо пришлифована и не имела следов грязи и масла.
Замену отдельных щеток рекомендуется проводить при износе их на 40 и более процентов. Полную смену комплекта щеток следует производить при изнашивании более 30% общего числа щеток, установленных на машине. При замене щеток необходимо привести в порядок коллектор, проверить давление пружин, произвести пришлифовку щеток.
При пуске электродвигателя в эксплуатацию после монтажа или ремонта необходимо обращать внимание на соответствие направления вращения его обозначенному, на щетки и правильность установки щеточных траверс.
Для ограничения пускового тока и исключения пуска электродвигателя, питаемого со стороны ротора, до установки щеточных траверс в положение, соответствующее минимальной скорости вращения, применяется либо специальная блокировка, либо на время пуска во вторичную цепь машины вводится пусковое сопротивление.
Проверить правильность согласования положения щеточных траверс как между собой, так и по отношению обмотки статора, для отечественных машин типов КТТ, возбуждаемых с ротора, возможно с помощью топографических диаграмм. Диаграммы снимаются при номинальном напряжении на первичной обмотке и положении траверс, соответствующем асинхронному режиму работы двигателя.
|